Православие, Самодержавие, Народность - те государственные начала, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить (Граф Сергей Уваров)


СТАТЬИ

ВЛАДИМИР НЕВЯРОВИЧ - О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЩЕННОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

"Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу - и будет по завету князя Владимира, - как единая Церковь".

Св. Иоанн Кронштадтский

Такая возможность, безо всякого сомнения, существует. Она подкрепляется авторитетнейшими пророчествами как российских, так и греческих прозорливцев.

Самые древние пророчества о восстановлении разрушенного русского христианского царства принадлежат малоизвестным святым отцам VIII-IХ веков. Они написаны на греческом языке и обнаружены исследователями относительно недавно, во второй половине XX века. О них подробно повествует Архиепископ Серафим, Чикагский и Детройский. Мы имеем также ряд достоверных пророчеств русских святых и прозорливцев. Это, прежде всего, пророчества ясновидца монаха Авеля, архиепископа Феофана Полтавского (Быстрова), схиархимандрита Лаврентия Черниговского, Оптинских и некоторых иных старцев.

Однако пророчества эти не безусловны, а зависят от русского народа - от его покаянных и молитвенных трудов, веры и добрых деяний. Тем не менее, полное согласие святых пророчеств с желанной идеей возможного восстановления русского царства говорит о многом. По мысли одного из подвижников святости, разве что по грехам нашим Господь переменит Свой Промысел, но тогда это будет означать уже полную и окончательную гибель России, ибо восстановление Православного Царства в России - последняя надежда на спасение любимой отчизны.

Согласно пророчествам схиархимандрита Лаврентия Черниговского, "Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь православный Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Церковь Православную не будет. Господь святую Русь помилует за то, что в ней было страшное предантихристово время… В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного Царя будет бояться даже сам антихрист..." (Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского М.1996 стр.158).

Согласно пророчеству святителя Феофана Полтавского: "Россия воскреснет из мертвых. И весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. …Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит православную монархию. Самим Богом будет поставлен сильный царь на престоле. Он будет большим реформатором и у него будет сильная православная вера. Он низринет неверных иерархов Церкви, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным ему во всем. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго. Вскоре будет то, о чем говорит апостол Иоанн в Апокалипсисе" ("Духовник Царской Семьи", М, 1994, стр. 89).

Поразительным воспринимается ныне пророчество монаха Авеля о Государе Николае II и последующим восстановлении монархии в России: "Ужели сие есть кончина державы Российской и несть и не будет спасения?" вопросил (Император) Павел Петрович. "Невозможное человеком, возможно Богу, - ответствовал Авель, - Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского. - И восстанет в изгнании дома твоего князь великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речет: "Царь здесь или там", но "это он". Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое признание…Имя его трикратно суждено в истории Российской"("Житие преподобного Авеля прорицателя", изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1995).

Важно отметить, что в святых пророчествах речь идет о восстановлении Богом "природного русского государя", причем из рода Романовых (а не из потомков маршала Жукова, как предлагают некоторые неразумные лица, именующие себя монархистами). Природных государей, как уже отмечалось выше, даровал Господь России в лице Рюриковичей и Романовых. Ныне легитимные права на Российский престол, если будет милостью Божией восстановлена священная православная монархия в России, имеют потомки Великого Князя Кирилла Владимировича в лице Е. И. В. Марии Владимировны и ее сына Великого Князя Георгия Михайловича. Несмотря на сложность и достаточно противоречивые мнения, включая юридические оценки, автор (не имеющий прямого отношения ни к каким монархическим организациям, а потому связанный только обязательствами христианской совести и опирающийся на данные исследований и прежде всего на мнения подвижников святости и благочестия последних времен), склонен высказаться за единый, ясно очертанный указанный выше легитимный вариант престолонаследия, подтвержденный некогда такими церковными авторитетами, как Митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Иоанн (Максимович), Архиепископ Аверкий (Таушев) и некоторыми другими авторитетнейшими иерархами РПЦ.

Примечательно, что еще в 1929 г. по случаю пятилетия со дня выхода Манифеста 31 августа 1924 г. о провозглашении Великого Князя Кирилла Владимировича Императором Российским, основатель Русской Зарубежной Церкви Митрополит Антоний (Храповицкий) выступил с официальным Обращением к православным русским людям, в котором утверждалось, что старшим в Доме Романовых "бесспорно является Кирилл Владимирович". Этого же мнения, судя по достоверным свидетельствам, придерживался незадолго до своей кончины и Патриарх Тихон, отказавший в заочном благословении на Царство Великого Князя Николая Николаевича, в силу того что был жив в изгнании Великий Князь Кирилл Владимирович, являвшийся двоюродным братом убиенного Царя-страстотерпца Николая II. Об этом исключительно важном факте свидетельствует, в частности, архиепископ Южно-Американский Николай (Соловей) в своем письме от 7 августа 1925 г., где сообщает: "13 мая 1924 г., за четыре дня до моего отъезда за границу, я имел двухчасовое совещание с патриархом Тихоном и Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственоручно написанное письмо с указанием следующего содержания: 1) что я принят и возведен в сан архиепископа, 2) что Святая Церковь не может благословить Великого Князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола - Великий Князь Кирилл" (цит. по статье А.Страхова "Церковь, революция и монархия", "Жизнь за Царя", №7-8, 1996).

Показав далее из Писания, что Богом благословляемой властью является только власть Царская, владыка Антоний пишет: "А какое же касательство ко всему этому власти церковной? Она обязана указать православному народу законного Царя и призвать народ к послушанию. Так творили и древние пророки Самуил, Илия и Елисей; так творили и наши святые отцы и учителя Церкви - митрополиты Петр, Алексий и Иона. Так обязуюсь творить теперь и я, грешный, оставшийся старшим иерархом во Всероссийской Церкви после кончины Св. Патриарха Тихона, согласно постановлению Всероссийского Церковного Собора 1918 года… Итак, отцы и братие, умоляю вас, отрекитесь окончательно от треклятой революции против Бога и Царя и предайтесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа законному Царю нашему Кириллу Владимировичу и законному Наследнику Его Владимиру Кирилловичу" ("Царский вестник", Белград, №63, 1929).

Законные права Кирилла Владимировича подтверждены также серьезными исследователями, среди которых сенатор Н. Корево, автор труда "Наследование Престола по основным Государственным Законам", опубликованного в Париже в 1922 г., а также преосвященный Антоний, архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский, под редакцией которого в 1985 г. вышла фундаментальная книга "Наследование Российского Императорского Престола". Серьезно изучал этот вопрос и пришел к аналогичному выводу также и архиепископ Иоанн (Максимович). Вот строки из его работы "Происхождение закона о престолонаследии": "Россия несет и будет нести тяжелые последствия этого преступления (цареубийства), пока власть в ней не перейдет опять в руки того, кто Самим Промыслом сделан ее объединяющим главою, опорою и хранителем ее благосостояния. А таковым является старший по первородству член царского рода". Как известно, после убиения Царственных мучеников и Великого Князя Михаила, старшим по первородству был двоюродный брат убиенного Государя Николая II Великий Князь Кирилл.

Огромные разногласия в стане нынешних российских монархистов свидетельствует, с одной стороны, о недостаточной осведомленности многих сторонников восстановления православной монархии со специальной литературой, включающей и приводимые выше источники, с другой стороны, подтверждают необходимость строгого разграничения святомонархистов от монархистов вообще, (то есть выступающих только лишь за единодержавие и сильную централизованную власть), а также от монархистов-соборян (соборников), монархистов -конституционалистов, выступающих за декоративную конституционную форму монархии, монархистов альтернативного толка и прочих "монархистов", а также от так называемых "непредрешенцев" ("что Бог пошлет, та власть и будет").

Во благо отчизны и священной монархии необходимо, конечно же, все эти разногласия и разночтения, по возможности, устранить, но не путем межпартийных склок и бесплодных политических дискуссий, а молитвенно-покаянным и соборным путем. Не следует всем нам забывать и о непримиримой вражде тех сил, что уничтожили царскую власть в России. Их и поныне страшно пугает возможность восстановления Священной православной монархии в России. Потомки предавших Государя на поругание и надругательства и теперь не очень-то склонны к признанию в грехе цареубийства своих предков, а выдвигают новые лукавые лозунги о непричастности русского народа в том дьявольском преступлении века. Но если не будет покаяния русского народа в грехе цареубийства ( именно цареубийства, а не только цареотступничества!), к которому призывали Св. Патриарх Тихон и ныне здравствующий Св. Патриарх Алексий II, митрополит Иоанн (Максимович), архиепископ Аверкий (Таушев), епископ Нектарий (Концевич) и другие православные авторитеты последних времен, то не будет и Божьего прощения и народ русский так и останется под церковной анафемой за нарушение Постановления Великого Земского Собора 1613 года.

Наконец, велика роль и позиция Православной Церкви по вопросу восстановления священной православной монархии в России. С одной стороны, в документах новой социальной концепции РПЦ однозначно признала предпочтительность монархической формы государственности. С другой стороны, эта приверженность святорусским традициям не находит, как представляется, должного богословского и просто просветительского в среде верующих продолжения. Как справедливо указывает современный публицист А. Страхов "Учение о Монархии, как Божественном учреждении, составляет неотъемлемую часть всего учения Православной Церкви. Отказ от него невозможен, и даже находясь в условиях республиканского государства, оставаясь лояльной ему, Церковь должна свято хранить (хотя бы в идеале) свою приверженность единственно реальной существующей Христианской Государственности -Православной Монархии ("Церковь, революция и монархия").

Вместе с тем, на сегодняшний день в народе русском утрачено монархическое самосознание; исторические знания на сей счет искажены и явно недостаточны.

В связи с чем, святомонархическое всенародное просвящение, вслед за православной катехизацией, приобретает особо важное значение. "Восстановление монархии в России немыслимо без одновременного духовного возрождения и всестороннего просвещения обманутого и оболганного русского человека, который стараниями разномастных политиканов сегодня окончательно запутался в вопиющих противоречиях эпохи", - пишет Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн(Снычев) ("Одоление смуты", стр. 339). Далее Владыка подчеркивает, что " Необходимо найти действенные и эффективные способы, чтобы объяснить людям: монархия означает вовсе не произвол бесконтрольной власти, но наоборот - самую совершенную форму правовой государственности, возводящую ответственность как правителей, так и подданных к высшим источникам правосознания -к совести, к патриотизму, к Богу и Его святым заповедям"(цит. по книге "Посох духовный", стр. 208).

Совершенно ясно, что ныне мы имеем в России картину удручающего всеобщего нестроения, взаимного непонимания, разобщения лучших сил общества, какой-то, порой просто странной и необъяснимой духовной слепоты опытных политиков. Очевидно, что для возрождения Святой Руси нужен некий объединительный Символ власти, подлинный народный вождь. Никакие партийные политические лидеры для этой роли не годятся. Таким символом подлинно русской государственной власти может стать только легитимный (законный, природный) русский православный Государь. Лишь через эту ключевую сакральную, вымоленную у Бога фигуру, возможен дальнейший духовный подъем русского народа, устранение всеобщих нестроений, сплочение лучших людей страны, подлинное возрождение святой Руси. Только русский законный Царь благодатным Царским Словом своим и железною волею богоданной власти пресечет смердящее всеобщее словоблудие, искоренит скверны нашего падения, приостановит растление детей и молодежи, наведет порядок в средствах массовой информации, в печати, укрепит обороноспособность страны, жестко покарает изменников и предателей Отчизны.

"Кто теперь, как тогда Царь может объять своей отеческой любовью весь народ всю Россию и жертвенно им служить? - пишет в своей прекрасной статье "Последний луч" протоиерей Лев Лебедев. - Никто. Потому что никто, кроме законного Царя не может ни называться, ни быть Отцом, "Батюшкой" всего народа! Президенты - люди всегда временные, всегда выдвиженцы лишь части (партии) общества, да и лезут на верх из своего тщеславия и властолюбия, а не Богом призванные. А у Русского Царя была не жажда власти в душе (власть он воспринимал как Крест, бремя). А именно любовь. Его, царя, еще наследником так воспитывали. Ему при помазании на царство свыше от Бога, подавался и особый дар любви к подданным, и способности разуметь, что и как нужно для них делать. Но и то сказать, что теперь у русскоязычного населения не может быть такой любви к Православному Царю, какая была у Народа Русского. Теперь не над кем ставить царя", - заключает автор статьи ("Монархист" №36, 1998). Однако мы веруем в милость Божию и продолжаем умолять Господа о возрождении в России православной Священной монархии, дарование которой и будет означать освобождение русского народа от всех форм иудейского рабства.

Царский приход наполнит новым смыслом бытие русского народа, вернет утраченное понимание своей вселенской миссии народу-богоносцу, который вновь ясно и четко осознает свое предназначение нести последнюю вселенскую проповедь Слова Божьего для народов мира "Я, не заглядывая вперед, с твердой надеждой на милость Божию, полагаю, что Государь Император будет указан Нашими Основными Законами, в союзе с Церковью Православною, совместно с Русским народом", - писала в письме к Великому Князю Николаю Николаевичу мать последнего русского вдовствующая Императора Мария Федоровна. В этих словах также слышится надежда на милость Божию и уверенность в будущем восстановлении Православной Священной монархии на Руси…

“Монархист”, № 50-51, 2004